Почему мы так редко видим танец в танцующих танго

В одной из статей я написала, что самая сложная задача преподавателя танго заключается не в том, как научить учеников правильному движению, а в том, как научить их танцевать.

Что же в этом такого сложного для преподавателей (и танцоров)?

Словари определяют слово “танец” как “ритмичное движение под музыку, зачастую с заданным порядком шагов”. Если смотреть на это поверхностно, то это так и есть, и согласно этому определению все люди на танцполе танцуют. Но солдаты тоже двигаются ритмично под военные марши. На милонге вы всегда интуитивно отличаете тех, кто танцует, от тех, кто “ритмично двигается”. И вы всегда предпочтете смотреть на тех, кто танцует.

На что же вы смотрите? Что такое танец? Для начала рассмотрим то, что танцем не является.

Танец - не техника. Вам не нужна отточенная техника, чтобы танцевать, как раз наоборот. Вам необходимо танцевать, чтобы выстроить солидную технику. Танец не приходит из понимания форм, равновесия и динамики, также, как он не приходит из умения создавать эти формы, равновесие и динамику в вашем теле. Техника необходима, чтобы сделать ваш танец свободным и выразительным, но даже маленький ребенок уже может танцевать. В великих танцорах вас восхищает техника, но эмоциально вас трогает их танец.

Танец - не движение. Точнее, не ТОЛЬКО движение. Физические упражнения относятся скорее к области спорта, где мы стремимся к определенному результату. Танец не стремится к результату, танец стремится к выражению. Нажимать на клавиши пианино еще не значит играть музыку, двигаться в пространстве еще не значит танцевать. Танец не является усилием, как раз наоборот, танец - это свобода от усилия, что попросту означает, что применяемое вами усилие целесообразно.

Танец - не объятие, объятие это то пространство, в котором вы создаете танец. Танго часто называют “танцем страсти” и исторически танго выражает чувственную игру мужчины и женщины. Это чувственное, сексуальное напряжение не обязательно присутствует между партнерами, они его просто выражают в танце.

Очень распространенная сумятица в танго связана с тем, что многие полагают, что именно эта чувственная, эротическая связь или, попросту говоря, флирт, и является источником танца. Но обнимать женщину или мужчину чувственно еще не значит танцевать. Связь между партнерами в танго - это больше, чем эротичный контакт мужчины и женщины, контакт в танго прежде всего глубоко человечен.

Чувственность может обогатить ваш танец, но она его не заменит. Поэтому танго возможно и между мужчинами, и между женщинами, и в паре, поменявшейся ролями.

Танец также не является вашей связью с музыкой, хотя музыкальность один из важных аспектов в создании танца. Насколько вы способны переложить в движение то, что вы слышите в музыке, зависит от многих факторов, но, как и объятие, музыка является всего лишь составной частью в творческом процессе танца.

Танец - это то, как ваша энергия использует ваше тело для выражения тех ощущений и идей, которые рождаются из вашего личного восприятия музыки, при помощи определенного двигательного словарного запаса и в непрерывной связи с движениями партнера. Для любого творчества, от кулинарии до литературы, вам понадобятся идеи, энергия и выразительные средства. В танце выразительным средством является ваше тело. Поэтому танец - не то, что вы ДЕЛАЕТЕ, а то, чем вы должны СТАТЬ.

Почему же мы так редко видим танец в танго?

Специфика танго заключается в том, что в нем присутствуют два одинаково весомых компонента: ваше собственное движение и коммуникация с вашим партнером (передача импульса, ведение и следование). Вы можете оттачивать ваше собственное движение, но в танго это только полдела.

Почти столько же времени у вас уйдет на обучение тому, как общаться в танце с партнером или партнершей, благодаря очень тонким, практически невидимым движениям и намерениям. Вы танцуете, обнявшись, а значит, что малейшее движение вашего тела будет ощущаться вашим партнером или партнершей. Объятие в танго - крайне чувствительное пространство, и может быть как источником огромных неудобств, так и глубокого наслаждения.

Танго - разговор, а для разговора нужна тишина. Для общения с другим человеком при помощи импульсов необходимо создать пространство спокойствия, в котором вы сможете донести до другого самые тонкие сигналы. Именно это и делает танго таким интровертным и эмоциально насыщенным танцем, потому что в итоге мы запоминаем не шаги, которые станцевали, а качество контакта с другим человеком. Мы запоминаем ощущения.  

Новички сталкиваются с тем, что в танго они не могут “просто танцевать под музыку”. Соло-танец нарушает их контакт с партнером.

Поэтому уроки выстроены на двух уровнях, с одной стороны обучение контакту благодаря маленьким движениям и с другой стороны обучение выразительному собственному движению, помогающему воспроизвести энергию музыки танго.

Именно это вы и видите в танцорах высшего уровня: в танце они спокойны, естественны, практически неподвижны в корпусе, слиты в объятии, но парой в целом создают какую угодно, даже самую взрывную динамику, а также полностью проникаются музыкой. У преподавателей танго довольно сложная задача: показать одновременно динамичность танго и его тишину.

Что имитирует любой начинающий танцор?

То, что наиболее очевидно. Если преподаватели показывают большие динамичные шаги, то начинающий это и пытается воспроизвести, зачастую за счет потери связи с партнером. Если преподаватели показывают “маленькие сложности”, то ученики пытаются скопировать то, что видят, и в итоге подавляют свое естественное желание двигаться, чтобы казаться “спокойными”.

Они еще не в состоянии двигаться свободно и сохранять спокойствие, необходимое для ведения и следования. Подавляя естественное желание двигаться, они блокируют поток энергии, что приводит к напряжению и зажимам в теле.

Объятие становится жесткой зафиксированной рамкой. Добавьте к этому необходимость “выжить” на танцполе между остальных пар, находящихся в таком же стрессовом состоянии, и получается совсем безрадостная картинка.

На всех танцполах мы видим множество людей, подавляющих свое естественное желание двигаться, старающихся оставаться “неподвижными” в этом щепетильном пространстве танго-объятия. Желание двигаться подавляется не только спецификой танго, но еще  и личными проблемами каждого танцующего. Подавляется застенчивостью, страхом быть у всех на виду, страхом ударить лицом в грязь, страхом контакта с другим человеком, неспособностью слушать музыку и получать образы и идеи для воплощения в танце.

Наблюдается также и противоположное явление: люди позволяют себе свободу двигаться, но двигаются при этом очень много, также и внутри объятия, что в целом создает, конечно, видимость танца, но с точки зрения коммуникации это то же самое, что перекрикиваться с человеком, который у вас под носом.

Чтобы научиться танцевать хорошо нужно для начала танцевать плохо, то есть разрешить вашей энергии двигаться, несмотря ни на что. Это не всегда означает двигаться МНОГО, но в некоторых случаях это неизбежно. Когда маленькие дети или щенки осваивают новый двигательный навык, они двигаются с какой-нибудь простой целью, повторяя это движение снова и снова. Иногда оно получается слишком большим, иногда слишком маленьким, они падают и встают, пробуют и так, и эдак, пока им не удается научиться включать нужный рефлекс и свести движение до минимального целесообразного усилия. Но снова стать ребенком (или щенком) для взрослых очень сложно.

Взрослым людям вообще сложно быть начинающими в чем-либо, особенно если при этом их еще и оценивают другие взрослые. Ребенку пока еще не важно, что он делает что-то неправильно, а вот взрослый хочет это сделать сразу так, как надо. Самые легко обучаемые люди в танго - те, кто не боится двигаться, не боится потерять себя в движении и музыке, не боится выглядеть смешным.

Подавляющее большинство людей, приходящих в танго, имеют в основном интеллектуальное, умственное образование. Мы все живем в головах и компьютерах вместо тела. Мы пытаемся объять разумом все, что с нами происходит, что не очень эффективно в обучении движению.

Наше тело живет процессами, которые мы никогда не сможем объять разумом, не говоря уже о том, чтобы ими сознательно руководить. Разве вы отвечаете за ваше пищеварение? Заставляете сознательно стучать сердце? Толкаете кровь по жилам? В вашем мозге больше нервных соединений, чем в нашей галактике звезд, и это факт, а не поэзия. Разве вы эти соединения контролируете? Или это они контролируют вас?

Зачастую телесные зажимы в танце происходят от того, что человек пытается осознать разумом все, что должно произойти в движении ДО ТОГО, как это произойдет, что само по себе невозможно. Ваш разум не руководит тем, что с вами происходит, он вам просто помогает осознать цели и механику того, что вы пытаетесь сделать. Именно поэтому партнеры часто умоляют партнерш: “Прошу тебя, перестань думать!”

Для того, чтобы “стать танцем”, вам необходимо позволить себе полностью, всем вашим существом, отдаться энергии движения, но при этом продолжать в нем присутствовать и осознавать, что с вами происходит. Бессознательная отдача приводит к машинальному движению.

Осознанная отдача рождает истинный танец и то истинное наслаждение, за которым мы приходим в танго.

Танец - это то особое состояние, которое мы называем “потоком”. Это кажется сложным, но на самом деле это очень просто. Быть в потоке вполне естественное состояние для человеческого существа. Это то, что вы делате, когда перестаете стараться контролировать то, что происходит, когда вы перестаете “усердствовать”.

Вам необходимо начать танцевать, чтобы научиться танцевать хорошо, а это значит полностью проживать каждое ваше движение. Таким образом вы будете танцевать с первого до последнего дня в танго. Что само по себе прекрасная новость!

(Авторский перевод с английского, оригинал здесь https://www.facebook.com/notes/veronica-toumanova/why-there-is-often-so-little-dance-in-people-dancing-tango/10151870021567499)